заказать звонок +7 (916) 970-24-87

Понедельник, 29 Октября 2012 12:51

Рамановская спектроскопия от Севильи до Гренады

Исследователи из Испании разработали портативную и неинвазивную методику, позволяющую проводить характеризацию и изучение пигментов, применяющихся в древней архитектуре.

Дворец Львов в Альгамбре (Испания) был построен и расписан в 13-15 веке во время правления династии Насридов – последних мусульманских правителей испанских территорий, правивших Гранадским эмиратом с 1230 по 1492 годы. После реконкисты в XVI веке Дворец Львов был быстро перестроен по указу христианских правителей, его интерьеры не подвергались изменению и ремонту несколько веков, и первая реставрация Дворца началась только в XIX веке.

Проводящаяся в настоящее время реставрация подвалов Зала Королей дворца дала удачную возможность исследователям из группы Марии Хозе Айоры-Канады (Maria Jose Ayora-Cañada) использовать портативную спектроскопию комбинационного рассеивания для изучения пигментов в отделке дворца. Исследователи говорят, что представилась действительно уникальная возможность изучения подвалов дворца – они представляют собой одни из наиболее ярких примеров искусства эпохи Насридов в Европе.

Спектроскопия комбинационного рассеивания зачастую используется для изучения предметов изобразительного искусства, однако использовать рамановскую спектроскопию вне лаборатории не всегда просто. Исследователи разместили микроспектрометры на платформах в изучаемом в подвале, при этом главной проблемой в использовании метода были колебания приборов, проявлявшиеся тогда, когда спектрометры с помощью штативов поднимали на наиболее высокую высоту. Еще одной проблемой был недостаток места для размещения устройства на большой высоте – этому мешала особая архитектура сводчатой крыши. Несмотря на все эти трудности, исследователям удалось зарегистрировать качественные спектры за короткие промежутки времени и определить состав пигментов, использованных при отделке Дворца Львов.

Было обнаружено, что кранный цвет наносился с использованием пигментов киновари (HgS) и свинцового сурика (Pb3O4). Слои, в которых была обнаружена киноварь, позволяли предположить, что этот пигмент применялся живописцами Насридов, как впрочем, и при реставрации XIX века, а сурик – для обновления интерьеров в период после реконкисты. Также были обнаружены продукты разрушения двух красных пигментов – англезит и каломель. Синий пигмент был идентифицирован как природная афганская ляпис-лазурь. Этот пигмент в свое время являлся очень дорогим, и его применение еще раз подчеркивает важность и значение дворца, при этом для реставрации в XIX веке применялся более дешевый синтетический ультрамарин.

Оригинал статьи http://www.chemport.ru/datenews.php?news=2983